Храм Киёмидзудэра

Киёмидзудэра представляет собой храмовый комплекс, носящий полное название Отовасан Киёмидзудэра (音羽山清水寺) («Храм Чистой Воды на горе Отова»). Комплекс расположен в восточной части Киото.

Храм Киёмидзудэра

Киёмидзудэра по праву спорит с Кинкакудзи и Тодзи за право считаться символом г. Киото. Как минимум это один из самых известных и посещаемых храмов города и страны в целом. С 1994 года Киёмидзудэра фигурирует в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО (объект № 688). В 2007 г. храм стал финалистом конкурса «Семь новых чудес света», проводившегося швейцарским правительственным фондом.

Киёмидзудэра – один из немногих храмов буддистской секты Хоссо, связанной с индийской философской школой йогочара.

История храма Киёмидзудэра

Существует как минимум две версии истории возведения храма.

26-томная энциклопедия «Ниппоника» приводит такую версию: монаху Энтин из провинции Ямато в 778 г. во сне явилась бодхисаттва Каннон и приказала основать поселение вблизи водопада на горе Отова в провинции Ямасиро. Монах выполнил приказание, поселившись на склоне горы. В 780 г. Энтин встретил будущего сэйи-тайсёгуна (верховного главнокомандующего), а тогда еще простого лейб-гвардейца Саканоуэ-но-Тамурамаро, который охотился в районе водопада. Энтин помог вылечить молитвой жену Саканоуэ. Саканоуэ стал последователем богини Каннон, считал, что она помогла ему в войнах с северным народом эдзо (другое название – эмиси, предки айну). В благодарность Каннон в 798 г. Саканоуэ вместе с Энтин строят главный зал храма – Хондо. Эта постройка считается центральным сооружением комплекса.

Написанные в начале IX в. «Записи об учреждении Киёмидзудэра» освещают другую версию. В 780 г. Саканоуэ охотился на горе Отова и подстрелил оленя для своей беременной жены. Повстречавшийся ему при этом Энтин осудил убийство живого существа. Жена Саканоуэ, узнав об этом факте, была очень огорчена и в качестве покаяния повелела снести усадьбу на склоне горы и построить на ее месте буддистский храм в честь богини Каннон, куда пригласила Энтин. Саканоуэ просил Энтин молиться за успех своей северной кампании, и в 798 г., после получения титула сэйи-тайсёгуна, в благодарность превратил свою резиденцию с храмом в монастырь.

До 805 г. Киёмидзудэра был частным монастырем рода Саканоуэ, пока император Камму не объявил его собственностью императорского дома. С 810 г. храм стал местом официальных молебнов о здоровье императорской семьи. С этого же года начинает употребляться и название «Киёмидзудэра». В X в. Киёмидзудэра стал принадлежать секте Хоссо, главный религиозный центр которой находился в храме Кофукудзи в г. Нара. Кофукудзи находился в непримиримой оппозиции к монастырю Энрякудзи (секта Тэндай). В то время религиозные конфликты разрешались при помощи монахов-воинов сохэй, постоянные вооруженные стычки были в порядке вещей. Т.к. Киёмидзудэра находился не далеко от Энрякудзи, ему часто доставалось от воинствующих монахов. В 1165 г. сохэй из Энрякудзи устроили погром в Киёмидзудэра, в ходе которого были сожжены основные постройки, включая главный зал Хондо. А в 1189 г. храм полностью сожгли уже синтоистские монахи из храма Гион. Также храм сильно пострадал во время гражданских войн Намбокутё (XIV в.), Онин (XV в.) и Сэнгоку Дзидай (XV–XVII вв.).

Постройки храма

Центральное здание храма – зал Хондо, называемый еще «помост Киёмидзу», – был перестроен в 1633 г. по приказу сёгуна Токугава Иэмицу и с тех пор сохранился в неизмененном виде.

Храм Киёмидзудэра

Архитектурной особенностью постройки являются 13-метровые деревянные колонны, поддерживающие площадку над обрывом. Раньше на этой площадке устраивали танцы. С площадкой связано японское выражение «спрыгнуть с террасы вниз», эквивалент нашего «сделать решительный шаг». Считалось, что выживший после прыжка с площадки Киёмидзудэра получает неуязвимость в жизни. А выжить было вполне возможно, т.к. буйная растительность под площадкой могла служить своеобразным амортизатором. Ныне прыжки с террасы категорически запрещены, она используется в качестве обзорной площадки. С террасы открывается великолепный вид на город Киото.

Практически под залом Хондо находится ключ с чистой водой, благодаря которому храм получил свое название. Считается, что вода обладает целебными свойствами.

Храм Киёмидзудэра

На территории комплекса находится ряд других интересных построек. Вход в монастырь охраняют красные ворота Нио. Сохранились также западные ворота Нисимон, трехъярусная пагода, колокольня, храм Асакурадо, храм основателя Кайсандо, храм Сякадо (Шакьямуни), храм Амидадо, внутренний павильон Окуноин, павильон свершений Сяудзюин. В комплекс также входит дочерний монастырь Тайсандзи.

Текст и фото – Марчук Иван. 
Редактура/корректура – Фрадкина Виктория.

Некоторые из представленных фото (а также многие другие)
 можно приобрести на фотобанках Шаттерсток или Лори