Храм Ситэннодзи

Ситэннодзи

Этот храм в г. Осака является одним из старейших буддистских сооружений Японии и первым из построенных на государственные деньги. Он также носил названия Арахакадзи, Намбадзи и Мицудзи. Трактат Нихонги («Анналы Японии») приписывает его основание принцу Сётоку-тайси (574–622). 

Принц Сётоку был ярым приверженцем буддизма и китайской культуры. Однако буддизм в Японии VI в. далеко не всем был по нраву, и дело дошло даже до военных столкновений. В результате войска принца под командованием Сога-но Умако разгромили армию сторонников традиционной религии синто под командованием Мононобэ-но Мории. По легенде, победу принцу обеспечило заступничество Четырех Небесных Императоров (Ситэнно), богов – хранителей буддизма. В их честь Сётоку повелел выстроить новый храм.

Для этого были приглашены плотники из корейского королевства Пэкчэ. Основные постройки храма были закончены к 593 г.

В центре храмового комплекса на огороженной стеной площадке (гаран) находились следующие постройки: Пятиярусная пагода, Золотой павильон (Кондо), Лекционный зал (Кодо) и четверо ворот, ориентированных по сторонам света. Вокруг гаран располагались четыре малые постройки, каждая из которых символизировала определенную область, в которой принц планировал достигнуть прогресса для своей страны. Это были «малые храмы» Кёдэн-ин (Религия и Образование), Хидэн-ин (Благосостояние), Рёбё-ин (Благотворительность) и Сэйяку-ин (Медицина). Эти учреждения не только служили символами, но и непосредственно оказывали материальную и медицинскую помощь паломникам.

На протяжении своей истории храмовый комплекс неоднократно подвергался разрушениям. В 836 г. в храм попала молния, а в пожаре 960 г. почти полностью погибли первоначальные постройки. В эпоху Хэйан храм восстановили, и он стал центром культа принца Сётоку-тайси, которого почитали за привнесение буддизма в Японию. В Ситэннодзи стекались паломники из числа аристократов. В храме проходили обучение такие известные священнослужители, как Сайтё, Кукай, Синран и Иппэн. В последующие годы они стали основателями собственных направлений буддизма.

Ситэннодзи

Во время войны первого объединителя Японии Ода Нобунага с сектантами икко-икки храм Ситэннодзи оказался в зоне боевых действий и в 1576 г. полностью выгорел. Его восстановили при втором объединителе – Тоётоми Хидэёси. Однако во время Осакской кампании 1614 г., которую вел Токугава Иэясу против сторонников малолетнего Тоётоми Хидэёри, храм снова пострадал от пожара. Победивший Токугава восстановил храм из пепла, и он простоял нетронутым почти 200 лет, пока в 1801 г. в него вновь не попала молния. В этот раз храм восстанавливали около 11 лет. В 1934 г. Пятиярусная пагода и Срединные ворота были повреждены тайфуном. В 1939 г. их отреставрировали, но в 1945 г. деревянные постройки храма полностью сгорели во время бомбардировок авиации США. Последний раз храм восстановили уже в 1957–1963 гг., на этот раз используя не только дерево, но и железобетон.

В центральной части храмового комплекса ныне можно видеть реконструированные в китайско-корейском стиле VI в. Пятиярусную пагоду, Золотой павильон (Кондо), Лекционный зал (Кодо), Райские (Великие Западные) ворота. 

Кроме того, были реконструированы павильон Сётоку, Утренний зал, Светлый павильон пяти мудростей, каменные ворота тории, колокольни, ворота и некоторые другие постройки.

Ситэннодзи вплоть до XX в. принадлежал к буддистской школе Тэндай, однако в 1946 г. отделился от нее и основал собственное течение – школу Васю. 

Каждый год 22 апреля на территории храма проходит большой праздник, в ходе которого демонстрируются бугаку — придворные танцы и церемонии эпохи Хэйан.

На территории храмового комплекса также расположен красивый японский сад Гокуракудзёдо («Западный Рай»). Он создан в соответствии с представлениями о Западном Рае (Чистой Земле) Будды Амида. В саду располагается Сокровищница, где хранятся и выставляются особо редкие артефакты японской культуры и религии.

Текст и фото – Марчук Иван. 
Редактура/корректура – Фрадкина Виктория.